Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Октябрь » 21 » Индивидуализация процесса научения английскому языку в условиях реализации программы «Наша новая школа»
18:09
Индивидуализация процесса научения английскому языку в условиях реализации программы «Наша новая школа»

 

учитель английского языка

филиала №1,2 в п. Заводской

 МБОУ «Первомайской СОШ»

Индивидуализация процесса научения английскому языку в условиях реализации программы «Наша новая школа»

В 2010 году я закончил  Мичуринский государственный педагогический институт, получив специальность – преподаватель русского языка и литературы и английского языка. С 5го курса начал преподавать английский язык в школе.

         Достаточно нелегко рассуждать о своем педагогическом опыте, когда твой педагогический стаж со смехом воспринимается старшими коллегами, мол, ты еще с наше поработай. Однако, я думаю, что трехлетний путь проб и ошибок имеет право на обобщение. Поработать за эти три года мне пришлось и в городе, и в селе. Так что, есть с чем что сравнить.

         Я уверен, что процесс обучения при постоянном и активном участии только лишь педагога складывается однобоко, неискренне и безуспешно. Именно поэтому стараюсь всячески разнообразить свою деятельность активным привлечением и включением в обучающий процесс дополнительного материала.

         Урок – это прообраз настоящего общения. В процессе работы у меня сложилась следующая концепция:

·        научить языку можно только через ситуацию непосредственного общения;

·        погружение обучающихся в аутентичную среду необходимо (страноведческая информация, индивидуальный опыт, потребность в общении и индивидуальная мотивация);

·        развитие лингвистической логики, языкового чутья через знакомство с историей родного и изучаемого языка;

·        Интеграция учебного процесса;

Тема над которой я работаю: «индивидуализация процесса научения английскому языку в условиях реализации программы «Наша новая школа».

Необходимой составляющей языковой личности является коммуникативная компетенция. Наиболее эффективным подходом, способствующим формированию коммуникативной компетенции был признан коммуникативно-деятельностный подход. А основополагающим принципом обучения общению на иностранном языке становится принцип индивидуализации, т.е. в центре обучения находится личность ученика во всей совокупности ее индивидуальных, личностных качеств. Без индивидуализации невозможно представить новые, современные технологии в преподавании иностранного языка. В понимании этого принципа мы опирались, прежде всего, на работы наших ученых-методистов, таких как Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, Г.А. Китайгородская, Т.В. Рогова.

В настоящее время знание иностранных языков – это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешности в самых различных сферах производства.

Игра и игровые ситуации приближают речевую деятельнось к естественным нормам, помогают развивать навыки общения, способствуют эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С помощью игры можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. Для более успешного использования игровых моментов на уроках в начальных классах большую роль играют игрушки, сказочные персонажи, с которыми дети знакомы и которых дети любят.

На мой взгляд, сегодня в условиях сельской школы игровые технологии проведения урока весьма перспективны, что доказало их применение в моей работе. Я преподаю в трех школах – все сельские, как такового кабинета английского нет ни в одной – табличка есть, а наполнение отсутствует (летом придется исправлять). Соответственно, включение в культурную среду, демонстрация необходимости изучения может производиться лишь на подсознательном уровне, с помощью игры воображения и собственно умения учителя управлять воображением обучающегося, перемещая его из одной социальной роли в другую. Причем на мой взгляд, игровая ситуация не должна быть искусственно создана учителем, урок сам по себе не должен напрягать и должен  восприниматься школьниками как занимательная игра. Даже слабые обучающиеся активнее принимают участие в уроке, так как каждый из них выполняет то, что им по силам, так как в процесс контроля задания включены все обучающиеся, на уроке сразу же исключается неуспеваемость. Обучающиеся активно включаются в различные лексические игры, активно выполняют зарядку и различные ролевые упражнения.

Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? Я начал изучать английский с пяти лет, и неважно, на каком они были языке родном или иностранном – стоит вспомнить одну строчку - и все стихотворение сразу всплывает в памяти. Это происходит потому, что у ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Этот возраст особенно благоприятен для изучения иностранного языка: шестилетки-семилетки отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, " секретов” языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу. Поэтому на наших уроках мы часто с ребятами заучиваем стихи и скороговорки. Более того, ребята ведут отдельную тетрадку для записи стихов и скороговорок, на мой взгляд, это более полезно, чем ведение обыкновенного словаря, вещи конечно полезной, но абсолютно не привлекательной.

Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы " впечатывать” его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить, тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, она помогает усвоить язык, в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.

Каждый урок строиться как урок общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети почувствовали результат своих усилий.

Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С помощью игры можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. Для более успешного использования игровых моментов на уроках в начальных классах большую роль играет театрализация или, если хотите карнавализация – дети любят примерять на себя различные роли, изображать различные объекты окружающего мира.

Иностранный язык - едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью «обучение общению» [3], и в этом смысле его значение трудно переоценить. В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как «особым образом организованное общение, взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом, под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность»[3].

Изучение английского языка на ступени начальной школы оказывает:

·        положительное влияние на развитие психических функций (память, мышление, восприятие, воображение)

·        влияние на общие речевые способности ребенка

·        повышение качества владения родным языком, создание базы для продолжения его изучения в основной школе.

·        более раннее вхождение ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке, при этом идет обращение к опыту ребенка, учета его менталитета, осознание явлений собственной национальной культуры.

Дети раннего школьного возраста любознательны, пытливы, им свойственно неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях, жажда исследования. Чем же живет ребенок? В чем реализуется его личность? Конечно, в игре. Игровая деятельность является ведущей для обучающихся начальной школы. Игра – это естественное состояние младших школьников.

Игровые моменты бесконечно разнообразны. Вот некоторые из них:

·        подвижные игры (зарядка, игра в животных, игры на внимание)

·        стихи и песни, сопровождаемые движениями, элементарная зарядка.

·        игры-соревнования (дети делятся на группы и выполняют различные задания)

·        диалоги с любимыми героями любимых русских и английских сказок, мультфильмов.

Учитывая неустойчивое внимание, быструю утомляемость, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерно двигательную активность младших школьников, активно использую в своей работе стихи, рифмовки, песни, загадки, скороговорки. С помощью таких приемов вводится, закрепляется, обрабатывается фонетический и лексический материал.

На уроке ребята, конечно проявляют себя индивидуально: это особенно ярко видно при работе над диалогами, где я стараюсь объединить в пары обучающих по их способностям. Да конечно, ученики слабо занимающиеся по предмету создают куда менее сложные диалоги, но у них всегда есть перед глазами пример сильных учеников. Индивидуализация обучения может осуществляться и при фронтальной работе. Например, использование фронтального опроса с учетом индивидуальных возможностей. Фронтальный опрос я стараюсь использовать при описании картинки по вопросам, где сложные вопросы задаются сильным ученикам, а легкие – более слабым. Вопросы задаются в такой последовательности, чтобы затем сильный ученик описал картинку, опираясь на вопросы учителя, а слабый – с опорой на письменные вопросы.

Еще одним способом фронтального опроса с учетом индивидуальных особенностей является пересказ текста (описание картинки) по цепочке или игра в «снежный ком». В данном случае слабый ученик составляет и воспроизводит такую конструкцию, какую умеет, используя известный лексический материал. Преимущество этого способа в том, что каждый ребенок самостоятельно обдумывает и составляет предложения в зависимости от способностей и возможностей, а в целом получается связный рассказ. Составленный по цепочке рассказ является своеобразной моделью ответа, которую в дальнейшем самостоятельно воспроизводят более сильные ученики. В то же время пересказ по цепочке позволяет слабому учащемуся вспомнить грамматические конструкции и лексические единицы, объединить их в единый текст. Подобным же образом строится работа и по заучиванию стихотворений. Обучающиеся охотно принимают участие в подобных упражнениях, это не только увеличивает темп урока, но и добавляет в него долю юмора и легкой иронии, что значительно обогащает психологический климат на уроке.

Индивидуализированное обучение учащихся на уроках английского языка разрабатывается с целью совершенствования умений и навыков самостоятельной работы каждого ученика, активизации познавательного процесса. Так мной используются различного типа и ставшие классическими индивидуальные задания карточки. Проверка усвоения материала на карточках позволяет сформировать блоковое восприятие изучаемого материала и позволить обучающемуся самостоятельно оценить свои успехи, а при неудачном опыте всегда имеется возможность попробовать выполнить материал еще раз после повторения.

Задания для самостоятельной работы составляются мной по УМК "Enjoy English” на основе домашних упражнений, что позволяет даже самому слабоуспевающему обучающемуся успешно справляться с ними. В результате создаются ситуации успеха, желания выполнить следующие задания. Карточки, как правило, делю на два уровня: достаточного и продвинутого. Еще раз подчеркну, что ученик сам оценивает себя, учитель лишь занимается коррекцией.

Отдельную роль в реализации индивидуализации подходов к обучению является метод проектной деятельности. Уже в начальной школе обучающиеся с особым интересом собирают и обобщают материал о известных им сказочных персонажах или героев учебников, что позволяет им активнее включаться в индивидуально проектную деятельность. Для меня не важна научность или изобразительность проектов выполняемых обучающимися, важнее тот факт, что работая с материалом, даже самый слабый ученик усваивает тот объем материала, который ему по силам усвоить, а моя задача как учителя лишь простимулировать и поднять ту  планку, которую установл школьник для себя, на ступеньку выше. В этом секрет заинтересованности и повышенного внимания.

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Работая над проектом, дети понимают, для чего они изучают новые слова и грамматические явления, где и как они могут эти знания применить. Моя задача как учителя видится в следующем: организовать самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика в ходе работы над проектом.

 На моих уроках дети делали творческие, информативные, фантастические проекты. В качестве примера хочу привести работу над проектом в 3 классе. Уже в самом начале работы над темой «продукты питания и время приема пищи» была запланирована работа по созданию ресторанного меню, которая велась на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполняясь содержанием. На эту работу было отведено 7 уроков. После введения новой лексики ребятам было предложено разбить ее по подтемам и озаглавить каждую. Например, "повседневная пища”, "праздничные блюда”, "время приема пищи в России и Англии”, "особенности английского меню”[1]. Все эти проблемы взаимосвязаны. Готовя проект по одной из этих тем, обучающиеся изучали все аспекты проблемы.

 Далее ученики объединились в группы, в каждой из которых были распределены следующие роли: кто-то следил за активностью в группе, кто-то отслеживал культуру общения и взаимопомощь внутри группы. Это очень важные роли, и их ученики выполняли наряду с выполнением академических заданий. Именно такая форма работы обеспечивает успешный результат. Каждая группа рассматривала следующие общие вопросы, под важным для нее углом зрения.

 На каждом уроке формирование тех или иных речевых навыков (говорения, аудирования, чтения, письма) связывается с соответствующими аспектами проекта, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту. Во время работы над проектом ребята использовали не только ту информацию, которая была предоставлена в учебнике, но добывали новые знания из различных доступных источников.

 Соревнования между группами не было, т.к. все работали над одним общим проектом. С самого начала дети были ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого. На заключительном уроке ребята, защищая свой собственный проектраскрывая общие особенности английского меню.

 После завершения работы над этим проектом, дети выразили желание сделать новый проект, потому что знакомство с продуктами питания  вдруг превратилось в интересный творческий процесс знакомства с культурой приема пищи в стране изучаемого языка.

 Этот метод дает положительные результаты и на старшей ступени обучения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому я стараюсь активно привлекать в свою работу проектный метод как неотъемлемую часть индивидуализированной работы в научении английскому языку.

Повышение качества знаний школьников и их интереса к учению была и остаётся одной из важнейших задач. Для решения такой проблемы можно перечислить множество методов и приемов. По моему мнению, технология индивидуализированного обучения является одним из способов повышения эффективности обучения. Неоднократное использование данной технологии на уроках положительно сказывается на работе обучающихся.    

В заключении хочу сказать, что индивидуализация позволяет обучить и нацелить на интересующий учителя результат каждого школьника. Благодаря посильности приемов индивидуализации, ученик без дополнительных, нередко отрицательных эмоциональных и волевых усилий уверенно и с желанием усваивает новые знания, являющиеся средством развития потенциальных возможностей и способностей. Принцип индивидуализации помогает поэтапно формировать умения и навыки детей, что позволяет контролировать, а значит, вовремя корректировать процесс развития ребенка.

Библиография

1.     Биболетова, М.З. Английский язык с удовольствием Enjoy English-3/М.З. Биболетова, М.:Титул – 2010, 142с.

2.     Биболетова, М.З. Английский язык с удовольствием Enjoy English-4/М.З. Биболетова, М.:Титул – 2010, 144с.

3.     Винокурова, Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся/Н.К.Винокурова, М. – 2005, 130с.

4.     Горячева, Н.Ю. Обучение во 2 классе по учебнику «Английский язык» Н.Ю. Горячевой, С.В. Ларькиной, Е.В. Насоновой/Н.Ю.Горячева, М.: АСТ Астрель – 2005 , 142с.

5.     Материалы конференции «Формирование инновационного пространства образовательного учреждения как фактор профессионального роста молодого педагога»/под ред. В.А. Бадил, М. – 2010, 67с.

Категория: О проекте | Просмотров: 1420 | Добавил: Leo-sk | Теги: педагогика, из опыта работы, учитель, молодой специалис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: